Сегодня на рынке подводного снаряжения представлено огромное разнообразие фонарей различных производителей. Рассматривая их названия и параметры на витрине магазина, видишь примерно одинаковые цифры и схожие конструктивные решения. И большинство покупателей просто делают свой выбор «от фонаря». Но, как показывает практика, одинаковая мощность и заявленная яркость у различных моделей не является гарантией их одинаковой эффективности под водой! Давайте попробуем разобраться в технических особенностях, которые необходимо учитывать при выборе и покупке современных фонарей.
Условия погружений
В дайвинге фонари используются практически всегда. Даже в яркий солнечный день, в самой прозрачной воде на глубине более 20 метров подводный мир резко теряет свои краски, но это легко можно исправить с помощью небольшой подсветки. На коралловом рифе всегда есть "пещерки ”, "гротики”, "столбики”, которые без фонаря просто не рассмотришь хорошенько! Фонари для дневных погружений должны, в первую очередь, давать сконцентрированный яркий луч, фактически выполняя роль указки. А во время ночных погружений желательно, чтобы фонарь имел еще и широкий угол освещения. Кроме того, для ночных погружений используется, как правило, два источника света – основной и резервный. В качестве основных обычно используются большие фонари, с широким лучом, с пистолетной или утюговой рукояткой. Резервный же фонарь обычно выбирается из числа компактных, удобно помещающихся в карман компенсаторов плавучести моделей. Как правило, во время дневных погружений используется именно такой фонарь.
Кроме того, погружения могут совершаться в условиях плохой видимости, которые часто напоминают езду на автомобиле в сильный туман. Только в случае легковых машин эту проблему решают противотуманные фары, а вот как быть в дайвинге?
Наконец, вода может быть теплой или холодной, или даже с меняющейся температурой в ходе одного и того же погружения. Влияет ли это на качество работы подводных светоносителей?
Для начала, давайте, определим главные требования, которые предъявляются сейчас к любому фонарю:
1) большое время непрерывной работы от одного комплекта батарей;
2) максимально возможная яркость;
3) максимально возможная дальность светового луча;
Все эти характеристики зависят от используемых в фонаре источников света, элементов питания и конструкторских решений.
В качестве источников света в современных фонарях используются мощные светодиоды (eLED), ксеноновые лампы (Xenon) и HID-источники. Обычные лампы накаливания уже становятся экзотикой.
HID-источники и eLED дают яркий белый свет, спектр которых смещен в холодную область видимого спектра. (Рис 1)
Рис. 1. Частотный спектр eLED
Ксеноновые лампы имеют более "теплый” спектр свечения, который не только обладает существенно более низкой стоимостью, но и является ближе к естественному. Именно благодаря этому, ксеноновые фонари оказываются эффективней при погружениях в условиях плохой видимости (в пресных водоемах и в мутной морской воде). Однако они потребляют больше энергии, что уменьшает время непрерывной работы таких фонарей по сравнению с HID и LED- аналогами.
Светодиодные фонари eLED имеют ряд преимуществ. Низкое энергопотребление светодиодов позволяет существенно продлить время непрерывной работы от одного комплекта элементов питания. Кроме того, срок службы такой лампы в 30 раз больше, чем у обыкновенной, что фактически означает, что работать она будет пожизненно. Однако для надежной работы светодиод не должен перегреваться. Нагрев уменьшает яркость светодиода и сокращает его срок службы.
Особенности фонарей компании Underwater Kinetics
И вот тут я предлагаю обратить внимание на целый ряд инновационных технических решений, заложенных в фонарях американской фирмы "Underwater Kinetics".
Прежде всего, инженеры UK разработали схему, контролирующую температуру светодиодов и сокращающую мощность при перегреве. Но похожие решения есть в фонарях и других производителей. Пожалуй, больший эффект инженерам UK удалось достичь благодаря изобретению специального радиатора (Рис 2) для отведения тепла от светодиода в окружающую среду. Вода служит эффективным охладителем, который не позволяет перегреваться источнику света.
Рис 2. Система "Lumen Booster”
Благодаря такой конструкции температура диода всего на 5 градусов больше температуры воды, в то время, как в фонарях других производителей это значение может достигать 50-1000.
Это позволяет фонарям производить еще более яркий свет, причем за счет лучшего охлаждения под водой, свет на 40% ярче, чем на воздухе. Эта запатентованная техническая находка получила название Lumen Booster.
Многие производители, пытаясь решить вопрос с теплоотводом, прибегают к "очевидному” на первый взгляд решению – простому изготовлению корпуса фонаря из металла. Легкий, алюминиевый корпус, отводящий тепло – казалось бы, что может быть проще. Но не тут то было! Если охлаждение лампы - это хорошо, то охлаждение источников питания ведет к их быстрому разряду.
Поэтому для своих фонарей компания UK использует пластиковые корпуса, но с дополнительной хитростью, получившей название Теплосберегающая система TRS.
Рис 3. Теплосберегающая система TRS
Инженеры UK спрятали внутри пластикового корпуса батарейного отсека металлический экран-радиатор, который также как и радиатор системы Lumen Booster, позволяет отводить избыточное тепло от светодиода, но подогревает батарейный отсек.
Проведенные испытания системы TRS дали очень убедительные результаты в пользу фонарей UK. Во время теста при температуре -30C фонарь UK 4AA eLED CPO продержался практически 6 часов с неизменной яркостью и лишь затем она упала до 80 люмен. Фонари некоторых других производителей просто отказывались работать в таких условиях. Поэтому, если Вы активно практикуете зимние, подледные погружения, присмотритесь к фонарям UK с "самоподогревом”.
При разработке конструкции отражателей специалисты UK предложили новую систему бокового расположения светодиодов (SIDE OPTICS). Такое расположение позволяет сконцентрировать луч на 85% вместо стандартных 65% при обычном фронтальном расположении лампы и рефлектора. Это дает мощный направленный центральный пучок света, при незначительной боковой подсветке. Попробуйте сами! Включите фонарь и начните смотреть в отражатель сначала под углом. Затем медленно поворачивайте луч света на ваше лицо. Вы не будете ослеплены, пока луч не будет направлен непосредственно Вам в глаза. Сравните это с любым другим фонарем, и вы увидите разницу.
Рис 4. Новая система SIDE OPTICS бокового расположения светодиодов.
Для маленьких резервных фонарей была также предложена и запатентована новая система сведения луча при центральном расположении диода. Система получила название CPO. Луч, испускаемый белым диодом, отражается в сложном рефлекторе и обеспечивает лучшую концентрацию.
Обе эти системы обеспечиваю повышенную проникающую способность света, и позволяют фонарям эффективно работать в тумане, при задымлениях или под водой в условиях плохой видимости.
Специалисты UK не оставили без внимания и свои фонари с ксеноновыми лампами.
Резервная лампа или Лампа высокой мощности (в аккумуляторных фонарях) Лампа в рабочем положении Если светодиодные источники света, практически "вечные” и не перегорают, то ксеноновые лампа время от времени требуют замены. Если такая лампа перегорает у Вас под водой, и Вы по каким-то причинам остались без света (запасной фонарь, например, забыли зарядить или просто потеряли), то Вам придется, вероятно, смириться с этим и прервать погружение. Именно для таких случаев специалистами UK была предложена система двойной лампы (Twin Lamp Shuttle) по типу "ближнего” и "дальнего” света автомобильных фар. Замена сгоревшей лампы может быть проведена прямо во время погружения.
Рис 5. Система двойной лампы.
Технические характеристики фонарей UK
Фирма UK выпускает широкую линейку подводных светодиодных и ксеноновых фонарей (табл.1-4). Кроме того, каждая модель фонаря имеет несколько цветовых решений, а модели основных фонарей могут комплектоваться рукоятками двух типов – пистолетной или утюговой.
Таблица 1. Подводные eLED-фонари основного типа
Cannon eLED | C8 eLED | C4 eLED | Aqua Sun eLED Rechargeable | |
Подводные eLED-фонари основного типа | ||||
Тип фонаря: | Основной | Основной | Основной | Основной |
Тип элементов питания: | 8 шт. тип С/LR14, или NiCad | 8 шт. тип С/LR14 | 4 шт. тип С/ LR14 | NiCad |
Время непрерывной работы, ч: | ||||
в режиме полной мощности | 9 | 13,9 | 8 | 2 |
в режиме 1/2 мощности | 14 | 19.7 | 15,9 | |
Световой поток (яркость), лм : | ||||
в режиме полной мощности | 825 | 400 | 275 | 825 |
в режиме 1/2 мощности | 530 | 270 | 190 | |
Дальность светового луча, м: | ||||
в режиме полной мощности | 158 | 150 | 100 | 42 м |
в режиме 1/2 мощности | 131 | 122 | 92 | |
Габариты, см: | 18.54 x 18.03 x 8.13 | 18.29 x 18.03 x 8.13 | 17.27 x 14.22 x 8.13 | 18.54 x 8.13 x 18.03 |
Вес: | 1.02 кг | 1.02 кг | 0,7 кг | 1.09 кг |
Максиммальная глубина: | 150 м | 150 м | 150 м | 150 м |
Цвет корпуса: | черный/желтый | черный/желтый | черный/желтый | черный/желтый |
Система "Lumen Booster" | да | да | да | да |
Система "SIDE OPTICS" | да | да | да | да |
Таблица 2. Подводные ксеноновые фонари основного типа
D8 Xenon | C8 Xenon | C4 Xenon | |
Подводные ксеноновые фонари основного типа | |||
Тип фонаря: | Основной | Основной | Основной |
Тип элементов питания: | 8 шт. тип D/ LR20 | 8 шт. тип С/ LR14 | 4 шт. тип С/ LR14 |
Время непрерывной работы, ч: | |||
от алкалиновых батарей: | 7...10 | 4…5 | 4…5 |
от аккумулятора: | 2 | 2 | 2,5 |
Световой поток (яркость), лм : | |||
в режиме полной мощности | 1255 | 638 | 278 |
в режиме 1/2 мощности | 360 | 355 | 138 |
Дальность светового луча: | 184 м | 162 м | 129 м |
Габариты, см: | 21.84 x 10.92 x 19.81 | 16.76 x 14.22 x 8.13 | 8.13 x 14.22 x 16.76 |
Вес: | 1.93 кг | 992 гр | 720 гр |
Максиммальная глубина: | 152 м | 152 м | 152 м |
Цвет корпуса: | черный/желтый | черный/желтый/синий | черный/желтый/синий |
Система "Twin Lamp Shuttle" | да | да | да |
Таблица 3.Подводные eLED фонари резервного типа
Mini Q40 eLED® Plus | SL3 eLED | SL4 eLED | Super Q® eLED® Rechargeable | |
Подводные eLED фонари резервного типа | ||||
Тип фонаря: | резервный | резервный | резервный | резервный |
Тип элементов питания: | 4 шт. акалайновые или литиевые батареи тип AA, или Nicad или NiMH аккумуляторы тип AA/LR6 | 3шт. акалайновые батареи тип С/ LR14 / AM2 Cells | 4шт. акалайновые батареи тип С/ LR14 | Литиевый аккумулятор / 2 шт литиевых батарей тип 123 |
Время непрерывной работы, ч: | ||||
от алкалайновых батарей | 4-5 | 32 | 10 | |
от литиевых батарей | 9-10 | 4 | ||
Световой поток (яркость), лм : | 77 | 125 | 400 | 90 |
Дальность светового луча, м: | 99.97 | 120.09 | 189.59 | 124.05 |
Габариты, см: | 16.51 x 4.06 x 3.56 | 19.05 x 5.08 x 5.08 | 15.75 x 3.81 x 4.32 | 11.18 x 3.81 x 3.56 |
Вес, гр: | 170.10 | 368.54 | 425.81 | 99.22 |
Максиммальная глубина, м: | 152.40 | 152.40 | 152.40 | 152.40 |
Цвет корпуса: | черный/желтый | черный/желтый | черный/желтый/белый | черный/желтый |
Система "CPO" | да | да | ||
Система "TRS" | да | да |
Таблица 4. Подводные ксеноновые фонари резервного типа
Mini Q40 Xenon | SL4 Xenon | SL6 Xenon | |
Подводные ксеноновые фонари резервного типа | |||
Тип фонаря: | резервный | резервный | резервный |
Тип элементов питания: | 4 шт. акалайновые или литиевые батареи тип AA/LR6 | 4шт. акалайновые батареи тип С/ LR14 | 6шт. акалайновые батареи тип С/ LR14 |
Время непрерывной работы, ч: | |||
от алкалайновых батарей | 4-5 | 4-5 | 4-5 |
от литиевых батарей | 9-10 | ||
Световой поток (яркость), лм : | 38 | 113 | 201 |
Дальность светового луча, м: | 94.79 | 245.06 | 289.86 |
Габариты, см: | 16.51 x 4.06 x 3.56 | 15.75 x 3.81 x 4.32 | 20.83 x 3.81 x 4.32 |
Вес, гр: | 153.09 | 425.24 | 609.51 |
Максиммальная глубина, м: | 152.40 | 152.40 | 152.40 |
Цвет корпуса: | черный/желтый.синий | черный/желтый.синий | черный/желтый.синий |
Итак, именно инновационные технические решения делают фонари UK одними из самых продвинутых фонарей в мире! И их широко используют не только дайверы. Фонари UK стоят на вооружении служб спасения, используются пожарными, горняками, спелеологами и др. Высококачественные материалы, безупречное качество сборки, продуманные технические решения и современные технологии – вот что сегодня выгодно отличает фонари этой марки!