Сегодня на рынке подводного снаряжения представлено огромное разнообразие фонарей различных производителей.  Рассматривая их названия и параметры на витрине магазина,  видишь примерно одинаковые цифры и схожие конструктивные решения.  И большинство покупателей  просто делают свой выбор «от фонаря».   Но, как показывает практика, одинаковая мощность и заявленная яркость у различных моделей  не является гарантией их одинаковой эффективности под водой!  Давайте попробуем разобраться в технических особенностях, которые необходимо учитывать при выборе и покупке современных фонарей.

Условия погружений

В дайвинге фонари используются практически всегда. Даже в яркий солнечный день, в самой прозрачной  воде на глубине более 20 метров подводный мир резко теряет свои краски, но это легко можно исправить с помощью небольшой подсветки. На коралловом рифе всегда есть  "пещерки ”,  "гротики”,  "столбики”, которые без фонаря просто не рассмотришь хорошенько!  Фонари для дневных погружений должны, в первую очередь,  давать сконцентрированный яркий  луч, фактически выполняя роль указки.  А во  время ночных погружений  желательно, чтобы фонарь  имел еще и широкий угол освещения.    Кроме того,  для ночных погружений  используется, как правило, два источника света – основной и резервный.  В качестве основных  обычно используются большие фонари, с широким  лучом, с пистолетной или утюговой рукояткой.  Резервный же фонарь обычно выбирается из числа компактных, удобно помещающихся в карман компенсаторов плавучести моделей. Как правило, во время дневных погружений используется  именно такой фонарь.

Кроме того, погружения могут совершаться в условиях плохой видимости, которые часто напоминают езду на автомобиле в сильный туман. Только в случае легковых машин эту проблему решают противотуманные фары, а вот как быть в дайвинге?
Наконец, вода может быть теплой или холодной, или даже с меняющейся температурой в ходе одного и того же погружения. Влияет ли это на качество работы подводных светоносителей?

Для начала, давайте, определим главные требования, которые предъявляются сейчас к любому фонарю:
1) большое время непрерывной работы от одного комплекта батарей;
2) максимально возможная яркость;
3) максимально возможная дальность светового луча;

Все эти характеристики зависят  от используемых в фонаре источников света,  элементов питания и конструкторских решений. 
В качестве источников света в современных фонарях используются мощные светодиоды (eLED),  ксеноновые лампы (Xenon) и HID-источники.  Обычные лампы накаливания уже становятся экзотикой.
 
HID-источники и eLED дают яркий белый свет, спектр которых смещен в холодную область видимого спектра. (Рис 1)

Частотный спектр eLED

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Частотный спектр eLED


Ксеноновые лампы имеют более "теплый”  спектр свечения, который не только обладает существенно более низкой стоимостью, но и является ближе  к естественному. Именно благодаря этому, ксеноновые фонари оказываются эффективней при погружениях  в условиях плохой видимости (в пресных водоемах и в мутной морской воде). Однако они потребляют больше энергии, что уменьшает время непрерывной работы таких фонарей по сравнению с HID и LED- аналогами.

Светодиодные фонари eLED имеют ряд  преимуществ. Низкое энергопотребление светодиодов позволяет существенно продлить время непрерывной работы от одного комплекта элементов питания. Кроме того, срок службы такой лампы в 30 раз больше, чем у обыкновенной, что фактически означает, что работать она будет пожизненно. Однако для надежной работы светодиод не должен перегреваться. Нагрев уменьшает яркость светодиода и сокращает его срок службы.
 
Особенности  фонарей компании  Underwater Kinetics
И вот тут я предлагаю обратить внимание на целый ряд инновационных технических решений, заложенных в фонарях американской фирмы "Underwater Kinetics".
Прежде всего, инженеры UK разработали схему, контролирующую температуру светодиодов и сокращающую мощность при перегреве. Но похожие решения есть  в фонарях и других производителей.  Пожалуй,  больший эффект инженерам UK удалось достичь благодаря изобретению специального радиатора (Рис 2) для отведения тепла от светодиода в окружающую среду. Вода служит эффективным охладителем, который не позволяет перегреваться источнику света.

Система "Lumen Booster”

рис.2

 

Рис 2. Система "Lumen Booster”


Благодаря такой конструкции температура диода всего на 5 градусов больше температуры воды, в то время, как в фонарях других производителей это значение может достигать 50-1000.
Это  позволяет фонарям производить еще более яркий свет, причем за счет лучшего охлаждения под водой, свет на 40%  ярче, чем на воздухе. Эта запатентованная техническая находка получила название Lumen Booster.
Многие производители, пытаясь решить вопрос с теплоотводом, прибегают к "очевидному” на первый взгляд решению – простому изготовлению корпуса фонаря из металла. Легкий, алюминиевый корпус,  отводящий тепло – казалось бы, что может быть проще. Но не тут то было! Если  охлаждение лампы - это хорошо, то охлаждение источников питания ведет к их быстрому разряду.
Поэтому для своих фонарей компания UK использует пластиковые корпуса, но с дополнительной хитростью, получившей название Теплосберегающая система TRS.

Теплосберегающая система TRS


Рис 3. Теплосберегающая система TRS


Инженеры UK спрятали внутри пластикового корпуса батарейного отсека металлический экран-радиатор, который также как и радиатор системы  Lumen Booster, позволяет отводить избыточное тепло от светодиода, но подогревает батарейный отсек.
Проведенные испытания системы TRS дали очень убедительные результаты в пользу фонарей UK. Во время теста при температуре -30C  фонарь UK  4AA eLED CPO продержался практически 6 часов с неизменной яркостью и лишь затем она упала до 80 люмен. Фонари некоторых других  производителей   просто отказывались работать в таких условиях. Поэтому, если Вы активно практикуете зимние, подледные погружения, присмотритесь к  фонарям UK с "самоподогревом”.
 
При разработке  конструкции отражателей специалисты UK предложили новую систему бокового расположения светодиодов (SIDE OPTICS).  Такое расположение  позволяет сконцентрировать луч на 85% вместо стандартных 65%  при обычном фронтальном расположении лампы и рефлектора. Это дает мощный направленный центральный пучок света, при незначительной боковой подсветке.  Попробуйте сами! Включите фонарь и начните смотреть в отражатель сначала под углом.  Затем медленно поворачивайте луч света на ваше лицо. Вы не будете ослеплены, пока луч не будет направлен непосредственно Вам в глаза. Сравните это с любым  другим фонарем, и вы увидите разницу.

Новая система SIDE OPTICS бокового расположения светодиодов.рис.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 4. Новая система SIDE OPTICS бокового расположения светодиодов.


Для маленьких резервных фонарей была также предложена и запатентована новая система сведения луча при центральном расположении диода. Система получила название CPO. Луч, испускаемый белым диодом, отражается в сложном  рефлекторе и обеспечивает  лучшую концентрацию.
Обе эти системы обеспечиваю повышенную проникающую способность света, и позволяют фонарям эффективно работать в тумане, при задымлениях или под водой в условиях плохой видимости.

Специалисты UK не оставили без внимания и свои фонари с ксеноновыми лампами.
Резервная лампа или Лампа высокой мощности (в аккумуляторных фонарях)   Лампа в  рабочем положении   Если светодиодные источники света, практически "вечные” и не перегорают, то ксеноновые лампа время от времени требуют замены. Если такая лампа перегорает у Вас под водой, и Вы по каким-то причинам остались без света (запасной фонарь, например, забыли зарядить или просто потеряли), то Вам придется, вероятно, смириться с этим и прервать погружение. Именно для таких случаев специалистами UK была предложена система двойной лампы (Twin Lamp Shuttle) по типу "ближнего” и "дальнего” света автомобильных фар. Замена сгоревшей  лампы может быть проведена прямо во время погружения.

Система двойной лампы


Рис 5. Система двойной лампы.

 
Технические характеристики фонарей UK

Фирма UK выпускает широкую линейку подводных светодиодных и ксеноновых фонарей (табл.1-4).  Кроме того, каждая модель фонаря имеет несколько цветовых решений, а модели основных фонарей могут комплектоваться рукоятками двух типов – пистолетной или утюговой.

 

 

Таблица 1. Подводные eLED-фонари основного типа

  Cannon eLED C8 eLED C4 eLED Aqua Sun eLED Rechargeable
Подводные eLED-фонари основного типа Cannon eLED C8 eLED C4 eLED Aqua Sun eLED Rechargeable
Тип фонаря: Основной Основной Основной Основной
Тип элементов питания: 8 шт. тип С/LR14, или NiCad 8 шт. тип С/LR14 4 шт. тип С/ LR14 NiCad
Время непрерывной работы, ч:        
в режиме полной мощности 9 13,9 8 2
в режиме 1/2 мощности 14 19.7 15,9  
Световой поток (яркость), лм :        
в режиме полной мощности 825 400 275 825
в режиме 1/2 мощности 530 270 190  
Дальность светового луча, м:        
в режиме полной мощности 158 150 100 42 м
в режиме 1/2 мощности 131 122 92  
Габариты, см: 18.54 x 18.03 x 8.13 18.29 x 18.03 x 8.13 17.27 x 14.22 x 8.13 18.54 x 8.13 x 18.03
Вес: 1.02 кг 1.02 кг 0,7 кг 1.09 кг
Максиммальная глубина: 150 м 150 м 150 м 150 м
Цвет корпуса: черный/желтый черный/желтый черный/желтый черный/желтый
Система "Lumen Booster" да да да да
Система "SIDE OPTICS" да да да да

 


 

 

 

Таблица 2. Подводные ксеноновые фонари основного типа

 

  D8 Xenon C8 Xenon C4 Xenon
Подводные ксеноновые фонари основного типа D8 Xenon C8 Xenon C4 Xenon
Тип фонаря: Основной Основной Основной
Тип элементов питания: 8 шт. тип D/ LR20 8 шт. тип С/ LR14 4 шт. тип С/ LR14
Время непрерывной работы, ч:      
от алкалиновых батарей: 7...10 4…5 4…5
от аккумулятора: 2 2 2,5
Световой поток (яркость), лм :      
в режиме полной мощности 1255 638 278
в режиме 1/2 мощности 360 355 138
Дальность светового луча: 184 м 162 м 129 м
Габариты, см: 21.84 x 10.92 x 19.81 16.76 x 14.22 x 8.13 8.13 x 14.22 x 16.76
Вес: 1.93 кг 992 гр 720 гр
Максиммальная глубина: 152 м 152 м 152 м
Цвет корпуса: черный/желтый черный/желтый/синий черный/желтый/синий
Система "Twin Lamp Shuttle" да да да


 

 

Таблица 3.Подводные eLED фонари резервного типа

  Mini Q40 eLED® Plus SL3 eLED SL4 eLED Super Q® eLED® Rechargeable
Подводные eLED фонари резервного типа  Mini Q40 eLED® Plus SL3 eLED  SL4 eLED  Super Q® eLED® Rechargeable  
Тип фонаря: резервный резервный резервный резервный
Тип элементов питания: 4 шт. акалайновые или литиевые батареи тип AA, или Nicad или NiMH аккумуляторы тип AA/LR6 3шт. акалайновые батареи тип С/ LR14 / AM2 Cells 4шт. акалайновые батареи тип С/ LR14 Литиевый аккумулятор / 2 шт литиевых батарей тип 123
Время непрерывной работы, ч:        
от алкалайновых батарей 4-5 32 10  
от литиевых батарей 9-10     4
Световой поток (яркость), лм : 77 125 400 90
Дальность светового луча, м: 99.97 120.09 189.59 124.05
Габариты, см: 16.51 x 4.06 x 3.56 19.05 x 5.08 x 5.08 15.75 x 3.81 x 4.32 11.18 x 3.81 x 3.56
Вес, гр: 170.10 368.54 425.81 99.22
Максиммальная глубина, м: 152.40 152.40 152.40 152.40
Цвет корпуса: черный/желтый черный/желтый черный/желтый/белый черный/желтый
Система "CPO"   да   да
Система "TRS"   да   да


 

 

Таблица 4. Подводные ксеноновые фонари резервного типа

  Mini Q40 Xenon SL4 Xenon SL6 Xenon
Подводные ксеноновые фонари резервного типа  Mini Q40 Xenon SL4 Xenon   SL6 Xenon  
Тип фонаря: резервный резервный резервный
Тип элементов питания: 4 шт. акалайновые или литиевые батареи тип AA/LR6 4шт. акалайновые батареи тип С/ LR14 6шт. акалайновые батареи тип С/ LR14
Время непрерывной работы, ч:      
от алкалайновых батарей 4-5 4-5 4-5
от литиевых батарей 9-10    
Световой поток (яркость), лм : 38 113 201
Дальность светового луча, м: 94.79 245.06 289.86
Габариты, см: 16.51 x 4.06 x 3.56 15.75 x 3.81 x 4.32 20.83 x 3.81 x 4.32
Вес, гр: 153.09 425.24 609.51
Максиммальная глубина, м: 152.40 152.40 152.40
Цвет корпуса: черный/желтый.синий черный/желтый.синий черный/желтый.синий

 

Итак, именно инновационные  технические решения  делают фонари UK одними из самых продвинутых фонарей  в мире! И их широко используют не только дайверы.  Фонари UK стоят на вооружении служб спасения, используются пожарными, горняками, спелеологами  и др.  Высококачественные материалы, безупречное качество сборки, продуманные технические решения и современные технологии – вот что сегодня выгодно отличает фонари этой марки!